ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ (ЭЛЕКТРОННЫЕ) ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ (ЭЛЕКТРОННЫЕ) ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ

Как известно, при приеме на работу работодатель обязан в соответствии с установленным порядком завести (заполнить) на работника трудовую книжку. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

 

Напомним, что в трудовую книжку при ее оформлении вносятся следующие сведения:

- о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, идентификационный (страховой номер), образование, профессия, специальность, квалификация, специальные знания;

- о работе: прием на работу, перевод на другую постоянную работу, увольнение;

- о награждении: государственные награды, почетные звания, почетные грамоты, звания, знаки, дипломы, другие виды поощрений.

 

В настоящее время трудовая книжка используется в основном только для подсчета стажа и назначения пенсии. Другого применения нет. В данной статье предлагаем поговорить о дополнительных преимуществах трудовой книжки. Такое будет возможно в случае перевода и использования трудовой книжки в цифровом формате (электронная трудовая книжка).

 

Государство уже предпринимает определенные шаги в этом направлении. Электронная трудовая книжка обеспечивает постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям открывает новые возможности кадрового учета и комплектования штата работников. В расчете на то, что это произойдет, давайте проанализируем эти самые преимущества. 

 

Преимущество №1 - Снижение издержек по ведению кадрового делопроизводства.

Переход на электронные трудовые книжки значительно снижает издержки работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек.

 

Преимущество №2 - Дистанционное оформление пенсий.

Использование данных электронной трудовой книжки (лицевого счета работника) позволит завершить процедуру оформления и назначения пенсий в максимально короткие сроки без дополнительного документального подтверждения.

 

Преимущество №3 – Получение государственных услуг.

Работники (застрахованные лица) смогут через личный кабинет, портал госуслуг или соответствующие мобильные приложения воспользоваться государственными услугами в сфере госипотеки, обязательного медицинского страхования, образования, занятости и т.д.

 

Преимущество №4 - Минимизация ошибок о трудовой деятельности.

По действующему законодательству в случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе исправление производится работодателем, которым была внесена соответствующая запись. Если такая организация ликвидирована, то запись исправляется правопреемником или вышестоящей организацией при наличии архивных документов.

При таких обстоятельствах бывает довольно трудно (а иногда и невозможно) исправить или восстановить все необходимые записи. Более того, если неправильная формулировка причины увольнения в трудовой книжке препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Но в случае электронной системы ведения трудовых книжек такие риски значительно снижаются: все данные будут находиться на цифровом носителе с надлежащим уровнем защиты и сохранности данных, к которому работник будет иметь постоянный доступ. Работник может своевременно информировать работодателя в случае внесения в трудовую книжку неправильной или неточной записи. При этом работник по соответствующему запросу может в любое время получить (выгрузить из электронной системы) выписку из трудовой книжки в бумажном виде.  

Важно и то, что отпадает обязанность работодателя выдать трудовую книжку на руки работнику при увольнении, что крайне выгодно работодателю, так как за несвоевременную выдачу трудовой книжки по вине работодателя при увольнении работника работодатель выплачивает работнику средний дневной заработок за каждый день задержки выдачи трудовой книжки.

 

Преимущество №5 - Дополнительные возможности трудоустройства.

Данные трудовой книжки можно использовать для формирования личного профиля (резюме) работника и оказания ему содействия в поиске подходящей работы, организации соответствующего обучения или повышения квалификации; для оказания услуг работодателю по поиску и отбору кандидатов, размещению объявлений о вакансиях и т.д. Например, через онлайн платформу на сайте www.trudinvest.kg.

 

Преимущество №6 - Новые возможности обработки данных для работодателей и госорганов.

Соответствующая аналитическая обработка данных о трудовой деятельности и трудовом стаже работников может создать дополнительные возможности для разработки или пересмотра следующих нормативных документов в сфере труда:

- квалификационного справочника работ и профессий рабочих, квалификационного справочника должностей служащих (примечание: записи в трудовую книжку о наименовании работы или должности, на которые принят работник, производятся в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики);

- типовых (межотраслевых, профессиональных и иных) норм труда;

- перечня должностей, которые могут подлежать аттестации в целях стимулирования роста профессионального мастерства и квалификации, определения деловых качеств работника, совершенствования деятельности организации и продвижения работника по службе, а также соответствия его занимаемой должности;

- положений об оплате труда, в т.ч. при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, работе в полевых условиях, при разъездном и подвижном характере работы и других;

- положений о порядке установления льгот или доплат за тяжелые работы, работы с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, работы с особыми климатическими условиями;

- положений о порядке назначения, выплаты и размере пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам;

- перечня вредных производственных факторов и видов работ, должностей и профессий, при выполнении которых требуются медицинские осмотры, правил их проведения.

 

На основании вышесказанного приглашаем заинтересованных лиц в обсуждение и продвижение вопроса об актуализации трудовой книжки, перевода её на новый правовой и технологичный уровень в целях регулирования социально-трудовых и непосредственно связанных с ними экономических отношений во благо человека-труда и государства в целом. Ждем ваших отзывов и предложений.

 

Автор публикации

Нурбек Толобаев

Гендиректор ОсОО «ТрудИнвест»

Тел.: +(996) 550 047570

Эл. почта: trudinvest.club@gmail.com